7 самураев - 7 богов

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » 7 самураев - 7 богов » Оружейная » Оружие самураев


Оружие самураев

Сообщений 1 страница 18 из 18

1

Итак, начнем с оружия Ситиродзи.
Судя по всему, это кама-яри

http://re.foto.radikal.ru/0709/29/f04869d3adec.jpg

Кама яри- 1. Японское копье, распространенное среди ниндзя. Имеет большой наконечник с крюком, загнутым вниз.
                        2. Наконечник японского копья.

Техника работы копьем в Японии была столь же развита, как и в Китае, хотя базировалась на совсем других принципах. Классическое японское копье не гнется, имеет достаточно мощное и тяжелое древко, с обязательно окованным дальним концом и достаточно длинным, ножевидным лезвием, которое, как и все виды древкового оружия в Японии, в походе всегда носилось в своеобразном чехле, больше напоминающем ножны. Несколько ниже лезвия могла крепиться металлическая перекладина, используемая для парирования ударов и отвода копий противника. Участок древка, непосредственно прилегающий к лезвию, тоже может быть окован железом или иметь мощную обмотку. Этой частью копья можно было парировать самурайский меч. Конечно, речь идет не о прямом блоке, а об ударах по спинке или боковой поверхности клинка.

Любопытно, что в качестве древкового оружия № 1 копье стало фигурировать в Японии достаточно поздно, с XV века

кама-яри имел складное лезвие, убиравшееся внутрь рукоятки, и металлическое кольцо, которое скользило вдоль рукоятки и использовалось для того, чтобы прочно зафиксировать лезвие в открытом или закрытом положении.

Техника боя на яри серьезно отличается от работы китайским гибким копьем. Тычки там, конечно, тоже есть, но значительно меньше выпускающих ударов, заводов копья за спину или хлопающих ударов оземь. Зато много широких кругов и восьмерок, с которых наносятся горизонтальные режущие удары. Тычку очень часто предшествует прорезающий удар на себя - два движения как бы сливаются в одно. Копье очень часто перехватывается. Правая рука как бы держит его за середину и вращает, а левая подхватывает то тут, то там. Вторым концом копья, окованным железом и имеющим коническое навершие, дерутся так же часто, как и острием, используя его то для тычковых ударов в ближнем бою, то для отшибающих ударов по ногам противника. На тычках острием копья стараются попасть между рук противника, если они держат меч, ибо большинство техник работы копьем рассчитано на противника, вооруженного мечом. Копьем можно и, поддев ногу противника, вывести его из равновесия; и вращать его над головой за самый кончик, разгоняя толпу; и использовать его как рычаг в ближнем бою, чтобы провести бросок противника. Кончиком копья описываются обычно не круги и восьмерки, как в Китае, а спирали.

Семейные школы боя на копьях существовали в Японии еще в начале XX века. Морихэй Уэсиба, создатель айкидо, прекрасно владел не только посохом, шестом и мечом, но и копьем. Однако, в отличие от боя на шестах, мечах и нагинатах, бой на копьях никогда не модернизировался в сторону упрощения и оспортивления, и если бо-дзюцу или нагината-дзюцу достаточно широко практикуют в Японии как спорт, о со-дзюцу ("искусство боя на копьях") этого сказать нельзя, и единственный, кто развивает и достаточно широко практикует технику боя на копьях - это нынешний патриарх школы Токакурэ-рю ниндзюцу Массаки Хацуми.

Кроме классических яри в Японии были известны и длинные противокавалерийские пики длиной 3,3 и более метра. Часто это был просто бамбуковый кол, с которым крестьяне окрестных сел гонялись после битвы за тяжелоранеными воинами, чтобы их добить и ограбить. Знали в Японии и дротик (нагэ яри), и очень короткое ручное копье - ути нэ с длиной древка 0,3 м. Его наконечник обычно имел 3-4 острия. Его можно было использовать как дротик, но в основном им не кидались, а применяли для разнообразных отводов, обводов, обкруток и коротких тычков. Распространено ути нэ было мало и являлось скорее унитарным оружием специализировавшихся на нем профессионалов.

В Японии, как и в Китае, было известно и складное, телескопическое копье, изготовленное из бамбуковых звеньев или металлических трубок, вставленных одна в другую, как в удочке. В сдвинутом состоянии это было короткое копье длиной не более, чем в руку, но в критической ситуации оно раздвигалось сперва в копье до плеча, удобное при работе в стесненных условиях, будь то лес или внутренние помещения дома, а затем - и в копье стандартной длины.

К.В.Асмолов. История холодного оружия: Восток и Запад (часть 1)
некоторая часть информации взята  тут  http://diary.ru/~champloo/?comments&postid=21609752

тут http://leit.ru/modules.php?name=Pages&a … p;pid=1016
большая часть здесь http://www.fido.sakhalin.ru/wayofsword/ … /spear.htm

0

2

Оп-па! Вот это очень интересно!

0

3

jerry-puma
Да, мне тоже было интересно. Вот скоро мечи прокопаю и выложу. :)

0

4

нашла интересную статью по изготовлению мечей-очень поэтично описан весь процесс.

ДУША САМУРАЯ (журн. «Япония сегодня. Дек., 2000, стр. 21)

Холодные ветры из Сибири, вспенив по пути Японское море, стали пробирать до костей зкителей Хокурику. Приблизкается зима. В маленьком городке Матто (префектура Исикава) есть как минимум один человек, который с нетерпением ждет прихода холодов. Это Сэйхо Сумитани, «Живое национальное сокровище» в искусстве ковки японских мечей. Освободившись от летних домашних забот, он теперь с головой может уйти в любимое дело.
Японские мечи, которые иногда называют душой самурая, отличаются от любых других видов холодного оружия своим внешним видом — специфическим легким изгибом, характерным рисунком стали, бритвенной остротой и необыкновенной прочностью. Выполненный руками мастера клинок может стоить целое состояние. Иные из мечей, как древних, так и современных, ценятся как величайшее культурно-историческое сокровище страны и хранятся в музеях с не меньшим тщанием, чем шапка Мономаха в России. Если обычное европейское оружие — меч или сабля — выковываются из целого стального листа, то технология изготовления японского меча намного сложнее. Для этого необходима известная только самому мастеру комбинация слитков твердой и мягкой стали, а также чугуна. Каждая из составных частей различается своим содержанием углерода. Заготовки для меча, склепанные воедино молотом из различных образцов стали, затем разбиваются на кусочки величиной с монету, а потом вновь сплавляются в тигле в единый слиток.
Раскалив стальную болванку в горне добела, Сумитани неуловимым движением обертывает пышущий жаром металл куском рисовой японской бумаги и тут же обливает полученный сверток глинистым раствором. Сверху все присыпается золой рисовой соломы. Затем опять погружает болванку в раскаленные угли. Влажная глина и зола не дают стали перегреться, а значит, препятствуют процессу окисления, который может значительно ослабить прочность будущего клинка.
Сумитани пристально вглядывается в огонь, сопоставляя цвет пылающих углей и раскаленной стали. Чтобы ничто не мешало, он на это время выключает свет. Важно не только уловить точный момент готовности слитка к дальнейшей обработке, но и углядеть
малейшую трещинку в металле. Проглядел брак — и вся заготовка безнадежно испорчена.
— Хорошие глаза и упорство — вот ключ к технологии изготовления меча, — говорит мастер. — Если хоть одно из этих условий отсутствует, вся работа пойдет прахом. Несмотря на возраст, я все еще могу похвастать и тем, и другим.
Через полчаса мастер вытаскивает металлическую заготовку из огня. Сначала Сумитани обстукивает ее малым молотком, удаляя спекшиеся остатки глины и пепла. Затем железо располагается на наковальне механического молота. (Раньше кувалдой орудовал помощник, но с годами мастер все больше стал доверять лишь своим глазам и рукам.) Под ударами молота заготовка плющится, удлиняется. Наконец мастер зубилом пробивает в горячем металле глубокую борозду посредине и сгибает заготовку пополам, восстанавливая ее первоначальную длину. Этот процесс повторяется опять и опять, днями, неделями. Но при этом вес заготовки постепенно снижается с первоначальных 9 кг до 1 кг. Происходит это за счет удаления — механического и термического — из металла ненужных примесей и углерода. Подготовленные таким образом стальные полосы накладывают с двух сторон на заготовку из менее хрупкой стали. Обработка молотом повторяется, но для каждого участка меча процесс несколько варьируется. Именно в этом и заключается основной секрет изготовления великолепных японских мечей, прочных, гибких, острых, обладающих особенно красивой текстурой металла. Ни один меч европейского производства не может сравниться по прочности с японским. Пожалуй, единственный конкурент самурайского меча как по качеству, так и по древности — это дамасский булат.
Заключительный этап ковки — нанесение рисунка и клейма — «подписи» мастера. Клинок опять обмазывают слоем раствора
красной глины, смешанной со специально изготовленной золой. Бамбуковыми палочками мастер пробивает на различную глубину подсохшее грязевое покрытие в особом, известном только ему порядке — и вновь в огонь. Сквозь пробитые в глине отверстия жар выжигает навечно свои отметины, формируя на лезвии характерный узор. Пока его не видно, он проступит лишь после полировки клинка.
Но на этом работа мастера Сумитани завершается. Вероятно, он сумел бы и сам провести окончательную отделку меча, но в столь сложном производстве царит разделение труда. Бережно упакованные поковки отправляются в Токио, в мастерскую коллеги Сумитани по оружейному промыслу — Кокэя Оно. А Сумитани в редкие минуты отдыха копается в древних рукописях, пытаясь разгадать секреты мастеров-оружейников середины XII века, когда, по общему признанию, искусство изготовления японских мечей достигло своего апогея.
Между тем ковка — лишь половина процесса изготовления меча. Только опытный шлифовальщик придает изделию оконча¬тельный вид. Иначе говоря, как утверждает японская поговорка, совершенство меча определяется мастерством точильщика.
Кокэй Оно занимается отделкой клинков многие годы. Как и Сэйхо Сумитани, он удостоен титула «Живое национальное сокровище».
Кокэй использует, как правило, шесть оселков для обработки поковки. Сначала мастер изучает характер полученных заготовок клинков, расчищая наждаком пространство в три сантиметра. Убедившись в качестве полуфабриката, он начинает монотонную, на первый взгляд, работу по снятию тончайшего поверхностного слоя окалины. Самое главное, считает он, — это достичь идеального баланса между движениями правой и левой руки. Если баланс хотя бы на мгновение нарушается, красота лезвия может быть испорчена непоправимыми царапинами. Оно утверждает, что может судить о мастерстве шлифовальщика по тому, как он сидит, как склоняется над оселком.
На окончательной стадии полировки клинка Оно прикрепляет маленькие точильные камни величиной с копейку к подушечкам своих пальцев. Он не шлифует, а гладит металл, заставляя его сиять все ярче. Затем он просматривает каждый миллиметр клинка на солнце, следя за тем, чтобы отражение лучей не было искажено ни малейшей неровностью.
— Нет двух абсолютно одинаковых мечей, — утверждает он. — У каждого свое «лицо», своя индивидуальность. Главная задача шлифовальщика — выявить высочайшие достоинства каждого лезвия, обнажить его несравненную красоту, неповторимый рисунок стали.
Но меч не получает своего окончательного вида и в мастерской Кокэя Оно. Впереди — подбор гарды, оплетка рукоятки и, наконец, изготовление ножен.
Пожалуй, наиболее известным мастером по изготовлению ножен в Японии считается Кадзуюки Такаяма. Наследник славы це¬лой династии оружейников, он сумел добиться признания уже в молодые годы.
В сарайчике при мастерской Такаямы хранится огромное количество заготовок из древесины магнолии. Из двух таких заготовок он вырезает ножны для меча, точно в соответствии с его длиной, изгибом, толщиной лезвия. Затем обе половинки склеиваются рисовой пастой. Химические составы, обеспечивающие прочность склейки, тут не подходят. Ножны всегда должны быть готовы к внутреннему осмотру и удалению любых намеков на ржавчину. Рисовый клей позволяет время от времени разнимать ножны надвое и производить необходимую чистку.
Высочайшим мастерством для ноженщика является ощущение, что меч входит плотно в свой чехол, соприкасаясь каждым миллиметром клинка с внутренней поверхностью ножен. На самом деле ножны плотно обжимают клинок только у рукоятки. Если хоть где-нибудь в ножнах металл будет соприкасаться с деревянной, хранящей первоначальную влажность оболочкой, не миновать ржавчины. В этом плане мастерство Такаямы делает ненужным рисовую пасту для склейки половинок ножен. Но такова традиция, и Такаяма продолжает придерживаться веками отработанной технологии.
Изготовление самурайских мечей — процесс коллективный. Когда каждый из мастеров достигает совершенства в своей работе, изделие становится настоящим шедевром.

0

5

Основные части меча

http://i039.radikal.ru/0711/83/8ea97305655a.gif

http://i032.radikal.ru/0711/6e/de64305155ea.gif

Kojiri - кодзири - оконечность ножен
Saya - сая - ножны
Sageo - сагэо - завязки
Kurikata - куриката - петля для завязок
Seppa - сэппа - шайбы
Koiguchi - коигучи - вход в ножны
Tsuba - цуба - гарда
Tsuka - цука - рукоятка
Fuchi - фучи - муфта рукоятки
Menuki - мэнуки - орнамент рукоятки
Mekugi - мэкуги - бамбуковый штырь, крепящий основание лезвия в рукоятке клинка
Same - самэ - кожа огромного ската, покрывающая рукоятку
Kashira - касира - головка рукоятки
Ito - ито - шнур
Ashi - аси - петли для крепления меча к поясу
Saya-jiri - сая-дзири - оконечность ножен
Kabuto-gane - кабуто-ганэ - место для хранения: кодзука - ножа и когай - многофункциональной булавки; или увари-маси - палочек
Tsuka-ito - цука-ито - шнур на рукоятке
O-seppa - о-сэппа - большая шайба
Saya-ito - сая-ито - шнур на ножнах
Semegane - самэганэ - круги из кожи ската

0

6

http://i019.radikal.ru/0711/45/8c2101976cf4.gif

Kissaki - киссаки - остриё
Boshi - боси - линия закалки на острие
Yokote - ёкотэ - разделяющая линия острия
Ji - дзи - лезвие
Mune - мунэ - тупой конец клинка
Ha - ха - режущая кромка
Shinogi - синоги - ребро клинка
Hamon - хамон - линия закалки
Shinogi-ji - синоги-дзи - плоская часть клинка
Hada - хада - концентрические, волнообразные и линейные рисунки, возникающие во время фальцовки
Horimono - хоримоно - крепёжная муфта, фиксирующая клинок в одном положении
Ha-machi - ха-мачи - край режущей кромки
Mune-machi - мунэ-мачи - край тупого конца клинка
Nekago - нэкаго - основание лезвия
Yasuri-mei - ясури-мэй - насечка напильником на основании лезвия
Mei - мэй - надписи на основании лезвия (имя кузнеца, год, опробование на смертниках или трупах, и т.д.)
Mekugi-ana - мэкуги-ана - отверстие для скрепляющего штыря

0

7

Но-дачи

Каждый самурай имеет два меча. У Но-Дачи их три. Собственно, *Но-Дачи* это огромный двуручный меч, который в умелых руках может перерубить пополам практически любого противника. Самураи, вооруженные Но-Дачи, использовались как штурмовые войска, чтобы пробиваться сквозь отряды противника. Они также использовались для устрашения войск, чей боевой дух оставлял желать лучшего. Взмах огромного двуручного меча мог заставить трепетать даже храброе сердце.В обороне эти войска не очень эффективны, чего нельзя сказать о нападении. Также эти отряды эффективны в преследовании и добивании убегающего противника.

Примерным аналогом в Европе может служить ЭСПАДРОН - тоже двуручник, тоже меч в рост человека но он обоюдоострый, клинок у него прямой, крестовина мощная.

0

8

Японское клинковое оружие традиционно классифицируется по длине клинка и каждый вид имеет свое название:

«Но-дачи» - двуручный меч с клинком длиннее 84 см;
«Катана» (или «дайто») - самый распространенный вид клинкового оружия, клинок от 61 до 76 см;
«Тати» - придворная сабля самурая, имеющая клинок как и у катаны, но более пышное декоративное убранство;
«Тиисагатана» - придворная сабля, имевшая клинок длиной от 46 до 61 см;
«Вакидзаси» (или «шото») - являлась парой (дайто) к катане или тати и имела клинок от 40 до 51 см;
«Танто» - боевой нож, часто носимый вместо вакидзаси и имевший клинок от 28 до 40 см;
«Кайкен» - короткий нож с прямым клинком от 8 до 16 см, часто носимый и применяемый женщинами.

Это основные типы, внутри которых имеются различные варианты.

Хотя меч и не древнейшее оружие, он занимает центральное место среди оружия Японии. Его правильно было бы назвать «оружием души» военной касты. Отношение к мечу и этика «кен-дзюцу» (впоследствии—«кен-до») составляли неотъемлемую часть кодекса Бусидо, определявшего весь уклад жизни самурая. Меч, наряду с зеркалом и яшмовым ожерельем, входил в число священных символов императорской власти, он был отличительным признаком общественного положения самурая, символом чистоты, лучшим драгоценным подарком.

http://www.fehto.ru/img/tanto_dragon.jpg
Танто

Меч с кривым, так называемым, «сабельным» лезвием оказался более удобным как для рубящих ударов с коня, так и для защиты от нападения сверху (пешего от конника). К XII веку японский меч принял свою классическую форму, просуществовавшую без изменений до XIX в. За самураями закрепилось наследственное право ношения двух мечей в паре—«о-дачи» (длинный меч) и «ко-дачи» (короткий меч).

0

9

пара мечей
http://www.fehto.ru/img/daito.jpg

0

10

О, еще доброволец. Спасибо, будем пополнять знания.

0

11

Для добровольцев вот здесь: wiki.samurai-archives.com/index.php?title=Category:Arms_and_Armor   найдется много интересной информации, правда, на английском (вообще сайт хороший, моны тоже оттуда были).

0

12

Наиболее проста классификация по длине. Самый длинный меч назывался Дайто. В японском Музее Мечей существует Дайто с длиной лезвия два метра! Разумеется, этот меч предназначался для использования не одним человеком. Им управляли целых три (!) война и использовался он в основном для борьбы с конным противником.

Следующим по длине был Тати. Из-за своей отделки его нередко называют саблей, но это не так. Тати это все-таки меч. К его характерным особенностям может быть отнесена довольно значительная кривизна лезвия и внешняя отделка, в которой явственно прослеживаются китайские мотивы. Тати носились либо воткнутым за пояс, либо подвешенным на поясе на специальной подвеске. Этот вид называется шира-тати.

Равным по длине тати был другой меч - Катана. Хотя некоторые из этих мечей также имеют приличную кривизну лезвия, в общем целом она меньше чем у тати.

И, естественно, кардинально отличается их внешняя отделка. Она гораздо проще и строже чем у тати, что является характерной чертой чисто японского искусства. Катана носилась только воткнутой за пояс.

Средний по длине меч называется Вакидзаси. Не сведущие люди нередко ошибочно называют его коротким мечем. На самом деле есть еще более короткий меч, но не будем забегать вперед. Внешне Вакидзаси чаще всего очень походил на катану и отличался от нее только размерами, однако некоторые экземпляры среднего меча могли иметь несколько иную (почти прямую) форму клинка.

Если ношение большого меча катана разрешалось только войнам самураям и аристократам, то вакидзаси имели право носить и ремесленники и торговцы.

Комплект из большого и среднего меча (катана и вакидзаси), носимый самураями воткнутыми за пояс назывался Дайшо (не путать с дайто!). Как правило, Дайшо изготавливались одними и теми же кузнецами и оформлялись в едином стиле. Согласно этикету, самурай, входивший в дом другого самурая оставлял большой меч на специальной подставке катэмото, средний же меч всегда оставался при нем.

Наконец малый меч называется Танто. Хотя по размерам этот меч больше походит на нож, что и является причиной распространенной ошибки в классификации, это самый настоящий меч со всеми атрибутами.

Кодати он же кодачи.
Кодати  — буквально переводим как «маленький тати», это японский меч, бывший слишком коротким, чтобы считаться дайто (длинным мечом) и слишком длинным, чтобы быть кинжалом. Из-за размера его можно было очень быстро выхватить, а также фехтовать им. Он мог применяться там, где движения были стеснены или при атаке плечом к плечу. Так как этот меч был короче 2-х сяку (около 60 см), он был разрешён в период Эдо к ношению не самураями, обычно торговцами.

Кодати похож по длине на вакидзаси, и хотя их клинки значительно различаются по конструкции, кодати и вакидзаси настолько похожи по технике использования, что эти термины иногда (ошибочно) используются один взамен другого. Главное отличие между тем и другим состоит в том, что кодати (обычно) шире чем вакидзаси. Кроме того, кодати, в отличие от вакидзаси всегда носился в специальной перевязи изгибом вниз (как тати), в то время как вакидзаси носили заткнутым за оби изгибом клинка вверх. В отличие от других видов японского оружия, вместе с кодати обычно не носили никакого другого меча.

Бо
боевой шест. Существует во множестве вариантов различной длины (от 30 см до 3 м) и сечения (от круглого до шестиугольного). Делят на два вида: ката-бо (для выполнения техники "в воздух") и куми-бо (для работы в паре с партнёром)
Боккэн (бокен)
тренировочный меч из твердого дерева, введен в XVII в. Миямото Мусаси
Вакидзаси
короткий поясной меч с цубой. Вошел в обиход с XVI в. Общая длина 500 - 800 мм. Клинок однолезвийный малой кривизны. Обычно носился заткнутым за пояс в паре с катаной
Дайсе
(японск. - большой и меньший) парное оружие, состоящее из большого и малого мечей. Обычай носить два меча распространился в Японии с XVI в
Дайто
(японск. - большой меч) - большой меч, входящий в дайсе. Общая длина 950 - 1200 мм, длина клинка более 660 мм, черен по длине равен 3,5 длины кулака, ширина клинка около 30 мм, ширина тупья 5 мм, вес - 4000 г
Дзё (джо)
шест, палка длиной в среднем 126-128 см
Дзиттэ (дзюте)
оружие в виде двузубой железной "вилки". Использовалась полицией эпохи Токугава для захвата меча разбушевавшегося (обычно пьяного) самурая, а также как боевая дубинка
До
защитный нагрудник, используется в японском фехтовании или кендо
Иайто
отличается от катаны тем, что сделан из немагнитных сплавов и заточка чуть менее острая
Кайкэн
женский боевой нож. Использовался девушками из знатных семей как оружие для самоубийства при покушении на их честь
Кама
серп, широко распространенное в Японии сельскохозяйственное орудие труда. Правда, в единоборствах, кроме обычного, применяется также вариант с деревянным лезвием, который значительно снижает риск получения травмы при разучивании техники. Имеет круглую рукоять длиной 45 см, иногда рукоять, усиленная шипами, выполняет функцию кастета. Кама часто использовалась как парное оружие (имеет огромное число разновидностей)
Канасаси
женский боевой стилет в виде заколки для волос с клинком длиной 200 мм. Служил тайным оружием
Катана (дайто)
большой меч, носившийся острием вверх Японский меч обычно с круглой цубой, однолезвийным клинком малой кривизны. Как правило, носился заткнутым за пояс в паре с вакидзаси. Вошел в обиход с XVI в. Общая длина 1000-1100 мм
Катанакакэ
подставка для хранения японских мечей
Кодати (кодачи)
малый тати, японский меч, бытовавший с X по XVII в. Клинок однолезвийный, малой кривизны, длиной до 600 мм. Изготавливался путем многократной ковки, что способствовало возникновению узора, сравнимого с фактурой древесины. Цуба круглая. Кодати обычно носился клинком вниз в паре с косигатаной
Кодзука (козука, коцука)
боевой нож, используемый как холодное или метательное оружие. В повседневной жизни выполнял роль бытового ножа
Котэ
фехтовальные защитные руковицы
Куботан
укороченная разновидность явары в виде брелока для ключей, разработанная американцем Такаюки Куботой
Кусари (гусари)
длинная тонкая и прочная цепочка с двумя грузиками на концах
Кусаригама
комбинированное холодное оружие; Является соединением кама и манрики-кусари, где цепь обычно имеет длину 2500 мм, гирьки различны по весу и форме, а кама имеет рукоять 600 мм длиной и наконечник 300 мм. В отдельных случаях наконечник кама мог быть откидным, а в рукояти скрывался кинжал
Кусунгобу
нож для сепуку (харакири)
Кэн
меч без строго определенных размеров с прямым обоюдоострым клинком, заостренным на конце. Кэн в большей степени является культовым оружием эзотерического буддизма, но использовался и как боевое оружие
Мэн
защитная маска, используется в японском фехтовании или кендо
Нагината
вариант алебарды с наконечником в виде широкого сабельного однолезвийного клинка, загнутого на конце. Изначально использовалась простыми пешими воинами в основном для под-сечения ног лошадей. Впоследствии нагината, искусно выполненная и богато инкрустированная, появляется у знатных всадников, а с XVII в. становится женским оружием
Ниндзя-то
меч, используемый японскими ниндзя. Клинок прямой однолезвийный со скошенным к лезвию острием, длиной 500-600 мм, шириной 25 мм, толщиной 5 мм. Черен полый двуручный, длиной 300 мм, со съемным круглым навершием с иглой. Игла, часто отравленная, в собранном состоянии меча спрятана внутри полости черена. Полость также используется для хранения различных сыпучих веществ. Гарда квадратная, со стороной 80 мм. Косираэ имеют в верхней части паз для ножа, а у наконечника - паз для кинжала и крепление для меча. Меч носится за спиной. В отдельных случаях ниндзя-то крепится к косираэ таким образом, что косираэ выполняет функцию рукояти, а меч - клинка. Такое соединение превращает ниндзя-то в оружие, похожее на нагинату
Нунтяку (нунчаку)
один из видов боевых цепов. Изначально представлял собой цеп для обмолота риса и других зерновых культур. Нунчаку состоит из двух одинаковых деревянных секций, соединенных связкой из веревки, которую в последнее время часто заменяют пятизвенной, а иногда и более длинной цепью. Длина, диаметр и вес нунчаку широко варьируются. Основные виды нунчаку - маратату и хакакукей
О-дати
сверхбольшой меч (от 1 м и до 1,5-1,8 м), носившийся за спиной. Чаще встречается в манге, аниме и видеоиграх, чем встречался в реальной жизни
Танто
представляет собой нож с лезвием длинной около 15 см и более имеющим одностороннюю заточку. Форма лезвия, с небольшим прогибом, позволяет наносить эффективные рассекающие удары, а его длина - надежно поражать основные внутренние органы при проникающих ударах. Наличие цубы (гарды) дает упор при нанесении проникающих (колющих) ударов
Тессен
вариант боевого веера. Особенностью является отсутствие рукояти. Существовало три разновидности тессена:
а) при раскрытии веера раздвигались скрытые тканью спицы, обычно отравленные;
б) раскрытые широкие металлические лопасти, обычно заточенные, выступали в роли боевого топора;
в) веер-арбалет - тайное комбинированное оружие, совмещавшее функции холодного и метательного
Тонфа
ударное ручное холодное оружие, трансформировавшееся из ручки жернова для растирания злаков. Тонфа представляет собой деревянную рабочую часть и расположенную перпендикулярно к ней круглую рукоять. Размеры тонфы строго индивидуальны. Наиболее древние тонфы имеют прямоугольную плоскую рабочую часть с острым краем
Сай
колющее клинковое холодное оружие. Изначально сай использовался как трезубец для рыхления земли, впоследствии стал применяться как парное оружие. Цельнокованный сай имел круглый или многогранный клинок с острым, реже затупленным острием. Концы крестовины загнуты параллельно клинку и заточены, выполняют роль гарды. Черен с навершием в виде шара покрывался насечкой или обертывался шершавой кожей. Общая длина сай достигала 600 мм, вес от 500 до 1200 г. Иногда к парным сай добавлялся третий - метательный
Синай (шинай)
тренировочный меч из четырех полос бамбука, связанных кожей. Ввел в употребление Оно Такада в 1750 г. Длина 960 мм, вес от 500 до 1400
Сюрикен
вид японской металлической метательной пластины. Состоит из базы 3-4 мм толщиной, различного количества лепестков разнообразной формы и зачастую стабилизирующего отверстия. Обычно сюрикен имеет 70-100 мм в диаметре
Ходзё
веревка, используемая при связывания противника. В прошлом высшим мастерством в этом виде считалось умение одолеть противника и связать его таким образом, чтобы его оружие оставалось при нем, но он не мог им воспользоваться. Для самурая это было смертельным позором, требовавшим совершения сеппуку
Яри
копье с длинным древком и наконечником, состоящим из обоюдоострого остроконечного прямого пера и ответвлений в нижней его части, различных по форме и количеству
ДЗЮТТЕ — японское клинковое холодное оружие, применяемое ниндзя, с клинком в виде цилиндрического или многогранного стержня без лезвия. Черен с круглым навершием и половинчатой крестовиной, загнутой в сторону клинка, что представляет собой ловушку для оружия противника. Общая длина 300 - 600 мм.
ИТОМАКИ-ТАТИ — японский меч XV - XVI вв., аналогичный хёгогусари-но-тати, с полностью оплетенными шнурком череном и косираэ, и оплеткой шелковым шнуром места, где черен и косираэ соприкасаются с поясницей воина.

КАМА — 1. Оружие японских ниндзя, клевец, трансформировавшееся из сельскохозяйственного серпа; имеет круглую рукоять длиной 45 см, изогнутый однолезвийный наконечник, крепящийся перпендикулярно рукояти. Иногда рукоять, усиленная шипами, выполняет функцию кастета. Кама часто использовалась как парное оружие.

КАДЗАРИ-ТАТИ (японск. — тонкий меч) — меч, богато инкрустированный, являлся символом власти и знатности. Клинок обоюдоострый, заостренный на конце, длиной приблизительно 1000 мм. Кодзари-тати является упрощенной разновидностью меча каратати.

КЕКЕЦУ-СЁГЕ — комбинированное оружие японских ниндзя в виде кинжала с обоюдоострым прямым клинком и дополнительным кривым багрообразным клинком, крепящимся на длинной цепи или веревке, имеющей на противоположном конце петлю для руки.

КИЕНТО (японск. — меч предводителя) — меч с прямым или волнистым обоюдоострым клинком шириной до 60 мм со стреловидным утолщением на конце, гардой в виде параболы или подковы и удлиненным череном. Общая длина 1050 - 1350 мм.

КУСАРИ-КАМА— комбинированное японское холодное оружие, применяемое ниндзя; является соединением кама и манрики-кусари, где цепь обычно имеет длину 2500 мм, гирьки различны по весу и форме, а кама имеет рукоять 600 мм длиной и наконечник 300 мм. В отдельных случаях наконечник кама мог быть откидным, а в рукояти скрывался кинжал.

КУСАРИ-ЧИГИРИКИ — вид японского боевого цепа ниндзя, представляет собой рукоять и петлю, соединенные посредством цепи или веревки различной длины. Гирька может быть различного веса и формы. Иногда связка из цепи или веревки заменяется деревянными секциями, тогда рукоять имеется на обоих концах.

КЭН — японский меч без строго определенных размеров с прямым обоюдоострым клинком, заостренным на конце. Кэн в большей степени является культовым оружием эзотерического буддизма, но использовался и как боевое оружие.

МАНРИКИ-КУСАРИ — японское сложное ударное холодное оружие, применяется ниндзя; разновидность торинава, но веревка заменена цепью длиной 1000 мм. Общий вес 500 г. Гирьки различаются формой, что дает название подвидам манрики-кусари: кусари-фундо, кусари-кама и т.п.

МЫАНГБО (японск. — квадратный посох) — 1. Металлическая палица с круглой рукоятью и четырехгранной рабочей частью, напоминающей в сечении четырехконечную звезду.

НАГИНАТА — японский вариант алебарды с наконечником в виде широкого сабельного однолезвийного клинка, загнутого на конце. Изначально использовалась простыми пешими воинами в основном для под-сечения ног лошадей. Впоследствии нагината, искусно выполненная и богато инкрустированная, появляется у знатных всадников, а с XVII в. становится женским оружием.

НИНДЗЯ-ТО — меч, используемый японскими ниндзя. Клинок прямой однолезвийный со скошенным к лезвию острием, длиной 500-600 мм, шириной 25 мм, толщиной 5 мм. Черен полый двуручный, длиной 300 мм, со съемным круглым навершием с иглой. Игла, часто отравленная, в собранном состоянии меча спрятана внутри полости черена. Полость также используется для хранения различных сыпучих веществ. Гарда квадратная, со стороной 80 мм. Косираэ имеют в верхней части паз для ножа, а у наконечника — паз для кинжала и крепление для меча. Меч носится за спиной. В отдельных случаях ниндзя-то крепится к косираэ таким образом, что косираэ выполняет функцию рукояти, а меч — клинка. Такое соединение превращает ниндзя-то в оружие, похожее на нагинату.

НУНЧАКУ — один из видов японских боевых цепов. Изначально представлял собой цеп для обмолота риса и других зерновых культур. Нунчаку состоит из двух одинаковых деревянных секций, соединенных связкой из веревки, которую в последнее время часто заменяют пятизвенной, а иногда и более длинной цепью. Длина, диаметр и вес нунчаку широко варьируются. Основные виды нунчаку — маратату и хакакукей.

САЙ — японское колющее клинковое холодное оружие. Изначально сай использовался как трезубец для рыхления земли, впоследствии стал применяться как парное оружие. Цельнокованный сай имел круглый или многогранный клинок с острым, реже затупленным острием. Концы крестовины загнуты параллельно клинку и заточены, выполняют роль гарды. Черен с навершием в виде шара покрывался насечкой или обертывался шершавой кожей. Общая длина сай достигала 600 мм, вес от 500 до 1200 г. Иногда к парным сай добавлялся третий — метательный.

САН-СЭЦУ-КОН НУНТЯКУ — японский боевой цеп, состоящий из одной длинной и двух коротких секций на мягкой связке.

СИНАИ — японский тренировочный меч из четырех полос бамбука, связанных кожей. Ввел в употребление Оно Такада в 1750 г. Длина 960 мм, вес от 500 до 1400 г.

СИНОБИ-ДЗУЭ — комбинированное холодное оружие, выполняющее функции боевого посоха и кистеня. Являлся тайным оружием японских ниндзя. Имел вид посоха с рукоятью со скрытой в ней цепью с гирькой.

СИНОБИТСУ — японский пустотелый шест с находящейся внутри веревкой с крюком. Выдвижение веревочных петель через специальные отверстия позволяет использовать синобитсу в качестве лестницы.

СЮКЮ — ударное наручное холодное оружие, использовавшееся японскими ниндзя, в виде когтей или шипов, крепящихся на руке. Иногда имело вид железной боевой перчатки. Чаще всего сюкю являлось парным оружием. Также использовалось как средство для преодоления препятствий.

ТЕССЕН — 1. Вариант боевого веера, используемый японскими ниндзя. Особенностью является отсутствие рукояти. Существовало три разновидности тессена: а) при раскрытии веера раздвигались скрытые тканью спицы, обычно отравленные;
б) раскрытые широкие металлические лопасти, обычно заточенные, выступали в роли боевого топора; в) веер-арбалет — тайное комбинированное оружие, совмещавшее функции холодного и метательного. 2. Японский цельнометаллический боевой веер.

взято тут. http://www.animezone.ru/index.php?optio … pic=2371.0
сначала накидаю, потом подредактирую

0

13

НЕ знаю, мож и было
Танто - нож, кинжал (до 40см)
Кодати - короткий меч (60см)
Татэ, кодати - щит с коротким мечом
Тёкен - меч (100см)
Дзё - палка (140см)
Нито - два меча
Яри - копьё
Бо - шест
Нагината - древко с широким мечом на конце.
Тёкен иай - меч с ножнами

0

14

По поводу вот этой ссылочки , кунутой Watcher.
самурайский меч, разрубающий пули. Вот тут, если кому интересно, рассказано о том, что

Не вдаваясь в тонкости технологии изготовления мечей, можно тметить одну характерную особенность: благодаря особой технологии ковки и заточки меч обретал большую твердость и мощь по оси лезвия, но становился очень уязвим, если его бить по плоской стороне.
Об этом, кстати, знали окинавские крестьяне, которые и изобрели нунчаки специально для перешибания лезвия катаны.

так вот, в ролике, если я все верно заметила, кроме того, что пули потихоньку разрушали меч, они еще и поворачивали его на подставке, делая его уязвимым. предположив же, что меч в руках человека, и этот человек все время разворачитвает его так, что пули проходят каждый раз по острию, причем не в одной точке- как на демонстрации, а по всей ширине клинка...- О, от возможностей просто дух захватывает...

0

15

Сильно...
Слушайте, а неплохо было бы, наверное, когда-нибудь свести всё в один большой сравнительный анализ оружия наших самураев их исторических аналогов с со скринами анмие, фотками аналогов и опистальноо-исторической инфой...

Кама-яри
鎌槍

0

16

starling написал(а):

Наконец малый меч называется Танто. Хотя по размерам этот меч больше походит на нож, что и является причиной распространенной ошибки в классификации, это самый настоящий меч со всеми атрибутами.

Как я поняла, это не так.

"Танто" - и переводится как нож и позиционируется так же.
Это общее понятие для ВСЕХ ножей.
Но при этом - может подразумевать конкретно боевой нож с длиной клинка от 25 до 40 см (тогда как "нижняя граница" длины малого меча вакидзаси - 30см), имеющий соразмерную цубу, оплетёную, как у меча, рукоять со всеми положенными деталями (касира, мэнуки, фути) и пазами в ножнах для размешения "подсобно-бытового" ножичка когатана и шпильки когай, как и у тати, катана и вакидзаси.
Потому возможна некоторая путаница.
Танто различаются (во внутренней классификации) не по форме клинка, а по пособу монтажа.

Пересказано из В.Хорев, "Японский меч. Десять веков совершенства"

Что ж, похоже, пора собирать библиотеку по холодному оружию Японии. Будет ещё что-то допишу.

UPD: есть такой момент...
Вообще в Японии в понятие "нихонто (японский меч)" входят все разновидности оружия, имеющие стальной клинок (кроме топоров и серпов) - ножи, нагинаты, копья, мечи тдтп... т.о. подчёркивалась идентичность технологии клинков, независимо от размера, формы и предназначения.
Но реально принято считать "то(мечом)" - изогнутый меч с односторонней заточкой.
Для остального - свои названия: "яри", "нагината", "танто", тдтп.
Короче, всё сложно и крайне неоднозначно.

0

17

да все правильно, статью и перекрестные ссылки надо- хотя бы для общего развития.

0

18

starling
Вопрос ещё - в связи с автором.
Я, конечно, персказывала что-то... Но местами взято дословно.
Полагаю, стоит спросить разрешение на использование материалов, он проделал огромную работу по обощению и донесению до простых "недо-любителей", столько инфы собрал-перевёл...
Вообще респект и уважуха товарищу Хореву.
http://www.kolobok.us/smiles/standart/good.gif

0


Вы здесь » 7 самураев - 7 богов » Оружейная » Оружие самураев